Труба круглая - ещё встретимся!

В преддверии надвигающегося Нового 2016 года большое интервью официальному сайту ТИАЛ дал Ведущий специалист Службы сервиса и качества ООО «ПФК Техпрокомплект» - Радченко Владислав Николаевич.

 

  

 

Владислав Николаевич, быть может, сразу перейдём на «ты»?

Само собой, коллега.

 

Расскажи - откуда ты?

Родился я в 1976 году в СССР, в северном Казахстане, куда потом, кстати, очень часто возвращался по долгу службы – трубопроводов там много. Потом семья перебралась в Россию, учился, женился, дети, работа - в общем, всё как у людей.

1979 год, северный Казахстан

 

Когда ты попал в ТИАЛ?

В 2004 году, практически с первого дня образования компании. Начинал с третьей линии нарезки и упаковки готовой продукции, потом работал машинистом экструдера на первой и второй линиях. По мере развития нашей компании и выхода продукции ТИАЛ на новые рынки было принято решение о создании постоянной Службы сервиса и качества, где я начинал с изолировщика, а  на данный момент являюсь руководителем нашей Службы.

 

Какие задачи стоят перед Службой?

Прежде всего это обучение изолировщиков подрядных организаций и их аттестация по работе с материалами ТИАЛ, поскольку раньше применяли преимущественно плёночную изоляцию и многие в тот период даже не слышали о термоусадке. Также проводим регулярный мониторинг на строительстве крупных объектов. Осуществляем постоянный заводской контроль за выпускаемой продукцией и технологией её монтажа. Иногда продлеваем гарантийный срок хранения просроченной продукции.

 

И что делать, если прошёл гарантийный срок хранения ТИАЛ?

Как правило, это происходит по причине задержки строительства, когда от момента закупки материалов до момента изоляции стыков прошло слишком много времени. В ответ на официальный запрос - специалисты нашей Службы выезжают на объект предполагаемого применения материалов, происходит выборка 3-х образцов, их нанесение и испытания: проверяется адгезия к стали и полиэтилену, толщина, визуальный осмотр заизолированного стыка и материала.

Результаты испытаний термоусаживающихся изоляционных материалов с просроченным гарантийным сроком напрямую зависят от условий их хранения, которые, по большому счёту, заключаются в двух моментах – обязательно сухой склад без осадков и температура хранения в пределах от +5° до +40°С. Если материалы хранились правильно на протяжении даже очень длительного времени, то обычно после таких проверок гарантийный срок продлевается. Если же условия хранения не соблюдались, а материалы какое-то продолжительное время морозили или грели на солнце, то могут возникнуть проблемы.

 

Как велика численность изолировщиков ТИАЛ?

Четыре постоянных сотрудника. Но, например, на время строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) было создано дополнительное обособленное подразделение Службы сервиса и качества ТИАЛ в г. Братск, которое обучило и аттестовало свыше 1000 изолировщиков. Так что, если нам надо – мы быстро расширяемся, надёжные кадры у нас есть.

2006 год, г. Тайшет, строительство первой очереди ВСТО

 

Изолировщик - это мужская профессия?

Вообще, конечно, да - вокруг трубы в основном мужчины. Но случались и приятные исключения. Доводилось мне бывать в таких местах, куда добраться можно только вертолётом или зимой по зимнику.

 

2007 год, Ванкорское нефтегазовое месторождение

 

2008 год, зимник на нефтепроводе Ванкор-Пурпе

 

Что это за места?

Ну, например, Ванкорское нефтегазовое месторождение. Вот там, к своему огромному удивлению, я впервые встретил женщин изолировщиц. Потом ещё видел женскую бригаду на одном из нефтепроводов Башкирии.

2009 год, Республика Башкортостан 

 

Удивительно. И как работают изолировщицы? Есть ли отличия от изолировщиков?

Да, есть. Женщины гораздо бережнее относятся к материалу – это сразу бросается в глаза. Стыки они изолируют довольно хорошо, но вот с личной жизнью изолировщиц проблемы. Как мне рассказывали дамы из женской бригады - за 10 лет работы на трассе они так и не смогли выйти замуж.

2006 год, Восточная Сибирь, первая весна на ВСТО

 

Странно, казалось бы – на трассе столько настоящих мужчин. Очевидная почва для служебного романа. Кстати, отличная идея для фильма –  "Изолировочная палатка для двоих", "Пылкая бригада" или даже "Адгезиметр любви»?

Главное, чтобы не "Горбатая труба" (смеётся). Кстати, хорошо, что "Голубой поток" уже построен.

 

Это, несомненно, очень хорошо, но давай не будем о политике. Если серьёзно – то быть может вся проблема в постоянных переездах? Сколько дней в году ты проводишь в командировках?

Никогда не считал, но, думаю, дней 120 в году точно. На больших проектах типа ВСТО, АГП – более полугода регулярных командировок. Самая длительная - 2 месяца подряд на ВСТО. Как вахта.

2007 год, ЯНАО, п. Красноселькуп, Ванкорское месторождение 

 

Доводилось бывать в каких-то необычных местах?

Много необычного видел. Например, при строительстве Ванкорского нефтепровода труба пролегала по глухим местам, полным рыбой и грибами. И при этом, недалеко от бывшего ГУЛАГА где актёр Георгий Жжёнов (автоинспектор из «Берегись автомобиля») отбывал своё наказание за «антисоветскую деятельность» - не повезло ему, проехался однажды в одном купе с американцем. Играл он там в лагерном театре, строил железную дорогу и пытался выжить.

 

И как ощущения от этих мест?

Интересно, но жутковато.

2007 год, ЯНАО, окрестности бывшего ГУЛАГ, Ванкорский нефтепровод 

 

В экзотических странах бывать доводилось?

Ну, это практически все без исключения страны бывшего СССР, а также Китай, Мьянма, Египет, Польша, Пакистан - много где был. Изолировщики азиатских стран – Китая, Бирмы – очень внимательны при аттестациях и обучении, всё снимают на телефоны и много фотографируют. Помимо российского рынка мы активно работаем с китайскими, среднеазиатскими и европейскими компаниями. Где есть трубы - там есть ТИАЛ (улыбается).

2011 год, Китай, обучение изолировщиков компании CPP

 

Утку по-пекински пробовал?

Спрашиваешь - конечно! Очень вкусно! Быть в Пекине и не попробовать их знаменитую утку - это то же самое, что побывать в России и не выпить водки!

2011 год, Китай, Пекин, классический ресторан 

 

А что ты делал в Мьянме? 

Тянули газопровод от южных портов Мьянмы (Бирмы) в Китай, занимался обучением, аттестацией и контролем за работой местных изолировщиков. Общий технадзор осуществлял китайский заказчик.

2012 год, Мьянма, газопровод Мьянма-КНР

 

2012 год, Мьянма, китайский технадзор 

 

И как тебе Мьянма?

Удивительная страна и очень жаркая.


2012 год, Мьянма

 

 2012 год, бирманские изолировщики спасаются от солнца

 

Чем интересны международные нефтегазовые проекты? Какие особенности?

Международные трубопроводные проекты всегда реализуют несколько стран, соответственно и требования и стандарты на каждом участке и в каждой стране должны соответствовать единым международным стандартам, как бы сами эти страны и люди не отличались друг от друга.  Например, при строительстве Азиатского газопровода (АГП), который проходит через такие страны как Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Китай – это были стандарты ASTM и DIN EN. А полный технический надзор за строительством нефтепровода Казахстан-Китай осуществляла международная компания Intertek MOODY International. Наша задача на подобных проектах состоит в мониторинге соблюдения технологического процесса изоляции стыков и аттестации всех без исключения изолировочных бригад. 

2005 год, восточный Казахстан, нефтепровод Казахстан-Китай, технадзор MOODY

 

А как же языковой барьер? Китайский не выучил ещё?

Пока нет. Но, действительно, такая проблема возникала часто и не только с китайцами. Даже в отдалённых уголках республик бывшего СССР доводилось работать с местными изолировщиками, которые ни слова не понимали по-русски. Приходилось общаться через переводчиков с разными и удивительными людьми.

2005 год, аттестация бригады изолировщиков одной из среднеазиатских стран

 

Каких животных встречал в командировках?

На юге нашей планеты - это орлы, верблюды, скорпионы и вараны. На севере - олени, волки. Видел несколько медведей при работе на ВСТО. Сибирь огромна и прекрасна.

2008 год, южный Казахстан, Азиатский газопровод (АГП)

 

2006 год, восточный Казахстан, нефтепровод Атасу-Алашанькоу

 

2007 год, ЯНАО, Ванкорское нефтегазовое месторождение

 

Какие особенности изоляции стыков и усадки манжет при минусовых температурах?

Основным требованием для качественного нанесения манжеты в зимний период является строгое соблюдение температурного режима. Работы необходимо производить в специальных защитных изолировочных палатках, но и в них труба на морозе всё равно очень быстро остывает, поэтому шевелиться зимой надо гораздо быстрее, чем летом. Расход газа, опять же, увеличивается. Если работы проводятся в сильный мороз – то не стоит допускать резкого охлаждения манжеты. Прежде, чем убрать палатку, установленную манжету я бы советовал накрыть на пару часов мешками, куртками или тряпками, чтобы стык остывал постепенно. Хотелось бы отметить важный факт, что полиэтилен трубы, прилегающий к сварному шву - очень быстро нагревается, но ещё быстрее остывает, это также необходимо учитывать. Мгновенные перепады температур – большой стресс и для людей и для полиэтиленов.

2007 год, ЯНАО, стойбище оленеводов 

 

2007 год, ЯНАО, Нефтепровод Ванкор-Пурпе

 

Какие самые низкие температуры встречал в командировках?

Минимум видел -60° в заполярном Ванкоре. Без тёплой спецодежды и изолировочной палатки нам в таких местах делать нечего.

2007 год, ЯНАО, начало разработки Ванкорского месторождения

 

2007 год, ЯНАО, домик зимовки охотников хантов

 

Какая температура зимой в изолировочной палатке?

Ну, при -40° на улице в самой палатке температура доходит до +15 градусов, всё-таки работаем с огнём.  Кстати говоря, и сами нефтепроводы в условиях вечной мерзлоты очень часто строят в теплоизолированном исполнении, так как все нефти содержат парафины, которые при низких температурах стремительно откладываются на стенках нефтепровода, уменьшая диаметр и пропускную способность трубы. Поэтому в последнее время на нефтяных и газовых рынках всё большую популярность набирают классические технологии строительства теплотрасс сегмента ЖКХ – теплоизолированные трубопроводы в ППУ изоляции.

2007 год, в районе пос. Пурпе, ЯНАО, теплоизолированные трубы ППУ-ОЦ 820/1000

 

Какие особенности изоляции теплоизолированного стыка нефтепровода?

Тут, как правило, два варианта – либо классическая изоляции стыка муфтой, либо двумя манжетами, одна из которых защищает стык в месте сварки, а вторая проходит поверх теплоизоляционного слоя. Везде есть свои профессиональные особенности и нюансы.

2009 год, степи Казахстана зимой, нефтепровод Атасу-Алашанькоу

 

По морозам понятно, -60° не каждый видел, а какие самые горячие температуры встречал?

Свыше +55° в пустыне Каракумы, Туркмения. Это тоже, то ещё испытание. Или один из наших первых международных проектов - казахстано-китайский  нефтепровод «Атасу – Алашанькоу» был интересен разбросом температур и осадков: от -40° и метелей зимой до +50° и песчаных бурь летом. 

2009 год, степи Казахстана летом, нефтепровод Атасу-Алашанькоу

 

2012 год, Туркменистан, шельф Каспия, база американской нефтедобывающей компании Dragon Oil

 

Чем отличаются изоляционные работы при очень высоких температурах? Где проще изолировать стыки в пустыне или за полярным кругом?

Где проще – сказать сложно, но вот, то, что в пустыне изолировать стыки гораздо дешевле, это несомненно. Изолировочные палатки не нужны, расход пропана меньше во много раз, ведь при 50 градусах в тени – труба прогревается до 70-80 градусов только за счёт солнца ещё до начала работ. А значит и время нанесения меньше. Кстати говоря, весь процесс прокладки трубопровода в пустыне гораздо проще и дешевле, чем в условиях вечной мерзлоты. Хотя, в той же Туркмении мне также довелось работать на теплоизолированном нефтепроводе Готудердепе-Джебел-Белек, его решили утеплить по причине слишком большого содержания парафинов в каракумской нефти.

2012 год, пустыня Каракумы, Туркменистан, аттестация изолировщиков Тукменнефти

 

Ну, хоть какие-то минусы при работе в пустыне есть?

Есть один очень существенный минус, хотя по сути своей – это всё равно очень большой плюс (смеётся). Очень жарко, нереально жарко в пустыне. А если добавить к этому работу с огнём, то создаётся ощущение, что ты не изолировщик, а кочегар, который сидит внутри печки. Это непросто. Также, все манжеты, поставляемые в страны с жарким климатом, обязательно должны быть с антиадгезивной плёнкой.

 2012 год, г. Балканабат, Туркменистан, с коллегой Георгием 

 

Есть ли нюансы в изолировке труб малых и больших диаметров? Ты какие больше любишь?

К большим лестница нужна и обязательно второй изолировщик, в одну горелку такие стыки не прогреть. Средние диаметры в районе 530 мм самое оно: много не лазать, не нагибаться - удобно работать.

2011 год, Газопровод Восток-Запад, Туркменистан

 

2011 год, Туркменистан, газопровод 1420 мм

 

Самый главный инструмент изолировщика – это пропановая горелка, ты какой предпочитаешь работать?

Я предпочитаю хорошую шведскую горелку Sievert, её и беру в поездки. Хотя, очень часто на месте строительства или обучения мне предлагают поработать горелками, которыми располагают местные бригады – и я должен выжать из них максимум.

 

Из бригад или из горелок?

Из горелок, ведь удивить меня в этом вопросе довольно сложно (улыбается).

 

Сколько всего усадил манжет в жизни?

Ой, даже не знаю, но на половину нефтепровода ВСТО хватит.

 

Это серьёзное заявление. Скажи честно - любишь командировки?

Люблю… (улыбается). Все командировки по-своему интересны.

 

Друзей завёл в командировках?

Конечно. Когда спустя несколько лет вновь встречаешь человека уже на другом проекте - это приносит хороший позитив.

2006 год, Иркутская область, ст. Чуна, 0-й км трубопровода ВСТО

 

Привет никому передать не хочешь?

Пожалуй, Олегу Танчику передам, специалист службы изолировки компании Евракор, много где пересекались с ним от Туркмении до заполярного посёлка Пурпе. Олег, привет! С Новым годом!

 

Вот ты сказал, что встреча старых знакомых на новых объектах приносит тебе позитив. А ты уверен, что и они испытывают позитив при виде тебя? 

Ты про мой храп? (Смеётся)

 

Не просто про храп, а про ТВОЙ храп, в сравнении с которым никто не храпит в принципе. С твоего позволения, я раскрою небольшой внутрикорпоративный секрет нашей компании – при планировании совместной железнодорожной командировки - никто никогда не берёт билет в одно купе с тобой.  

Ну, это не совсем так. На самом деле по одному разу со мной проехались почти все коллеги, а вот по два - практически никого. Этакое посвящение новичков. Но, хочу заметить, во всей этой истории мне остаётся лишь верить людям на слово, ведь я сам свой храп не слышал ни разу… (улыбается)

2008 год, Казахстан, АГП

 

Извиниться перед этими многочисленными людьми не хочешь? Быть может новогодние поздравления?

Поздравляю с наступающим Новым 2016 годом всех клиентов и партнёров компании ТИАЛ, своих многочисленных друзей и коллег по нашему нелёгкому, но очень интересному делу, всех, кто меня знает! Весело отмечайте праздник, дарите подарки и радость свои близким! Пользуясь случаем, хочу извиниться за этот свой звуковой эффект перед теми, кто его слышал. Ну, а всем остальным хочу сказать – не расслабляйтесь, труба круглая - мы ещё встретимся!

 Все фотографии предоставлены Радченко В.Н. из личного архива

© 2015 "ТИАЛ"

 

ru en

 

 

Новости
29.03.2024

 

Внимание! Временное изменение схемы проезда!

05.04.2023

 

Новые заглушки 45/125 и 57/140

04.03.2020

 

 

Новая заглушка ТИАЛ-ТУЗ 32-42/110-125

Все новости